Однажды у меня был роман со школой. C московской 57-й. После Пущинского семинара мне предложили в ней поработать. Не этой весной, а с сентября – а пока посмотреть на уроки Лены Булин-Соколовой, большой мастерицы всяких ребусов.
У Лены был свой класс особо одарённых ботаников, которых она учила три года. На уроках зачастую, помимо Лены, присутствовали два-три помощника – и не зря: с каждым вундеркиндом приходилось возиться отдельно.
Вот и мне доверили – понемногу помогать.
К тому времени я успел поработать в добротной 96-й – преподавателем физики для старших и в частной 1301 – рассказчиком про естествознание для младших. Какой-никакой опыт у меня был.
Урок математической логики. Для них – сто какой-то. Для меня – с ними, первый.
На головы вундеркиндов высыпается ворох разновеликих задачек. Они выхватывают их из воздуха, и довольно скоро разгрызают все. Разминка окончена.
Достаются тетради номер последний. Май месяц. «Если у кого-то остались пробелы – сейчас самое время с ними покончить». «А если всё прорешали?» – раздаётся тоскливый голос. «Те сейчас получат тетради Кентерберийских головоломок». «Ура!» – вопят особо продвинутые вундеркинды.
Моя роль до сих пор была выражена слабо. Я на первом этапе – как физик-практик – поучаствовал в обсуждении задачи про розлив сладкого эля из бездонной бочки в кружки неправильной формы. По ходу я указал одному из вундеркиндов на то, что его предложение «удержать одну пинту эля во рту» является, мягко говоря, трудно выполнимым.
И вот сейчас этот самый вундеркинд манил меня пальцем.
- Хотите головоломку?
- В каком смысле? – спрашиваю осторожно.
- Ну, наперегонки…
- Так ты ж небось уже всё тут знаешь, – малодушничаю.
- Нет, не всё. Только эти, у которых номерки обведены… Ну?
- Ну, давай! – пытаюсь изобразить азарт.
Мой соперник кому-то подмигивает. Оборачиваюсь. За соседней партой хихикает его брат-близнец. Слышен строгий голос Лены: «Коля, Витя, вам напомнить, почему я вас рассадила?»
Коля шепотом спрашивает:
- Вас как зовут?
- Евгений Серафимович.
- Меня Коля. Какую выбираете?
- Эээ… Эту! – слепо тыкаю пальцем.
- Ну, вздрогнули?! – восклицает вдруг третьеклассник Коля.
Судорожно читаю условие. Ага. Ну, в общем, ничего сложного. Так. «Коля, я листочек возьму?» Ага. Ну, в общем, так. Я таких задачек на олимпиадах в средней школе разгрыз ого-го. Стоп-стоп. Нет. Тут лучше системный подход попробовать. Да. Ну, вот. Точно. Таким путём. А, ну всё. Вот теперь. Ещё пару итераций…
- 17!
- Что?
- 17.
- Секунду, проверю… Да, семнадцать, – откликаюсь опустошённо.
- Я победил, – напоминает Коля.
- И что теперь?
- Да, ничего. Хотите реванш?
- А… не мог бы ты рассказать, по какой схеме решал эту задачу? – опытный педагог всегда найдёт путь для отступления.
Коля сразу потерял ко мне интерес.
- Никакой схемы, – говорит. – Немного подумал и всё.
Пауза. Картина: растерянность учителя.
- А вот угадайте? – Коля снова ожил.
Я вздрагиваю: «Что?»
- Угадайте, я умный или красивый?!
- Ты?.. И умный, и красивый, наверное. А что?
- А вот и не угадали! Я – Красивый!
- Да?
- Да! А Умный вот сидит, – тычет пальцем в брата-близнеца. Тот в ответ широко ухмыляется.
- Ну, допустим…
- Угу, допустим! Ему бы вы вообще проиграли!
Так бесславно закончился мой первый опыт работы с вундеркиндами.
Рассказал эту историю Лене. Смеётся мастерица ребусов.
- Не плачь, Женя, надули они тебя.
- Это как?
- Витя – Красивый. Коля – Умный.